Как проверить

Слух у ребенка

Слуховые рецепторы развиваются еще в утробе матери, что позволяет малышу слышать окружающие звуки, и в первую очередь голос матери. Естественное звуковое окружение, речь, музыка играют важную роль в жизни ребенка. Все этапы социального, эмоционального, а также психического развития связаны с взаимодействием с другими людьми, и в первую очередь посредством слов.

Любое нарушение слуха влечет за собой тяжелые последствия, это и отставание в развитии, неумение вступать в контакт с окружающими людьми, нарушение нейронных связей внутреннего уха и мозга, отмирание слуховых клеток и др. Первые признаки возможных проблем со слухом – это шум, заложенность ушей, звон, но к сожалению ребенок часто может и не жаловаться на эти симптомы, именно поэтому каждому родителю важно знать как правильно диагностировать проблемы со слухом, и самое главное когда.

Произвести проверку слуха можно уже в течении первых дней жизни ребенка. Во многих странах мира внедрена специальная программа всеобщего слухового неонатального скрининга. Такие программы действуют в США, Канаде, Великобритании, Бельгии, Голландии и других странах. Педиатры рекомендует проводить скрининг слуха всем новорожденным до достижения 3-месячного возраста. В Казахстане в родильных домах проводят скрининг новорожденных на выявление нарушений слуха. Но если обследование не было проведено, за не имением аппарата или его неисправностью, специалисты настоятельно рекомендует пройти его самостоятельно в медицинских учреждениях оснащенных аппаратурой или в специализированных слуховых центрах.

Аудиологический скрининг новорожденных проводится с помощью специального аппарата. Небольшой наушник вставляется в ушко ребенка, и через несколько минут выдается информация о реакции слуховых клеток в ответ на звуковую стимуляцию. Процедура бесплатная и абсолютно безболезненная. Также ее можно проводить в спящем состоянии малыша. Такая ранняя диагностика, позволит своевременно обнаружить какие-либо проблемы и начать соответствующее лечение и корректировку слуха.

Причины врожденных и приобретенных проблем со слухом
При воздействии на плод негативных факторов, таких как внутриутробные инфекции, наследственность, травмы во время родов, неправильный образ жизни матери, угроза преждевременных родов и другие, новорожденный малыш уже с рождения может страдать нарушениями слуха или глухотой. В число причин приобретенных нарушений слуха относятся недоношенность ребенка и высокий уровень билирубина при рождении – желтуха новорожденных. Частой причиной приобретенной тугоухости у детей являются воспалительные заболевания среднего уха (отиты). Среди других заболеваний, которые могут осложняться нарушением слуха – ОРЗ, грипп, коклюш, менингит. Нередко причиной потери слуха у детей становится воздействие шока или резкого громкого звука – например взрыва пиротехники. Чрезвычайно вредно для детского слуха и длительное воздействие сильного шума. Не забывайте, что не менее опасным для детского слуха (как и для зрения) является длительное пребывание ребенка перед телевизором.
Исследование слуха ребенка надо проводить в специализированном слуховом центре или в клинике. Многие родители недооценивают проблему. Им удобно провести диагностику слуха малыша в домашних условиях. Однако диагностика слуха у детей сопряжена со многими техническими трудностями и возможна лишь в условиях медицинского учреждения. Ниже представлен комплекс исследований слуха ребенка в разном возрасте.

Исследования следует проводить в следующей очередности :
1. ОАЭ (отоакустическая эмиссия) – это метод скрининга слуха у новорожденных. При нем не требуется активное участие ребенка. В ушной улитке расположены наружные волосковые клетки, которые колеблются под воздействием звука. Эти колебания создают звуковые волны, называемые отоакустической эмиссией, которая и измеряется в тесте. В наружный слуховой канал помещают зонд, в корпусе которого размещен миниатюрный динамик и микрофон. От звуков подаваемых через динамик будут колебаться внешние волосковые клетки и высокочувствительный микрофон зарегистрирует создаваемые ими слабые звуковые волны. Тест должен проводиться в условиях абсолютной тишины в помещении. Продолжительность обследования от 2 до 5 минут, в зависимости от поведения ребенка. Данный тест дает только один ответ на вопрос : « Есть или нет нарушение слуха у ребенка». Данный тест не заменяет , а лишь дополняет другие методы исследования.

2. Импедансометрия (рефлексометрия и тимпанометрия) – метод исследования функций среднего уха . При импендансометрии измеряется сопротивление барабанной перепонки звуковым волнам. Он проводится с помощью специальной трубочки, которая помещается в слуховой канал и герметично закрывается пробочкой. Во время процедуры через динамик в трубке подается постоянный тон и регистрируется, как барабанная перепонка отражает звук при различном давлении. Полученная в результате аудиометрическая кривая позволяет делать выводы о состоянии среднего уха. Данный метод исследования позволяет определить причину нарушения слуха. Связано ли нарушение слуха с безболевой формой среднего отита или же с повреждением сенсорных слуховых клеток. Возможны и другие варианты. Исследование может проводится во сне или бодрствовании. Главное, чтобы ребенок вел себя спокойно. Исследование безболезненно.

3. КСВП (для детей в возрасте до 3-х лет) – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов . Компьютерная аудиометрия позволяет ответить на вопрос : « Насколько снижен слух у ребенка». Производится регистрация вызванных слуховых потенциалов без активного участия ребенка. Регистрация вызванных потенциалов очень похожа на электроэнцефалографию и проводится в состоянии естественного сна. К коже прикрепляются электроды, которые регистрируют изменение электрической активности мозга в ответ на звуковые сигналы подаваемые через наушники. Результаты измеряются и обрабатывается специальной программой. В ходе теста устанавливается, правильно ли обрабатывается звук, а также порог слышимости для разных частот. Продолжительность процесса зависит от количества измеряемых частот и от продолжительности сна ребенка. Движения ребенка искажают результат. Процедура занимает от 30 до 90 минут.

Дальнейшие исследования требуют активного участия ребенка. Это субъективный метод исследования – аудиометрия, которая необходима для правильной настройки слухового аппарата.

* Игровая аудиометрия (для детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет) – начиная с возраста 3 лет, дети могут более активно участвовать в слуховых тестах. Игровая аудиометрия превращает проверку слуха в игру. Исследование слуха происходит в светлом помещении, что привычно для ребенка. Ребенку дают в руки выключатель, имеющий форму грибка, и объясняют ему, что, нажав грибок, он может освободить из домика разных людей и зверей, но только в том случае, если они будут его просить, если он услышит голоса, писк, т. е. когда услышит звук в телефоне аудиометра, который приставили к его уху. Если в телефоне нет звуков, то нажимание выключателя не сопровождается появлением фигурок; после непродолжительного упражнения удается заинтересовать ребенка и получить представление о его слухе. Виды и формы проведения игровой аудиометрии различны в каждом центре.

* Тональная субъективная аудиометрия (для детей старше 6-ти лет) – начиная примерно с 6-летнего возраста, дети могут реагировать на тест так же, как взрослые. На первом этапе звуки подаются через наушники, которые закрепляются на голове или внутри уха. Ребенку предлагается нажать кнопку или поднять руку, как только он услышит звук. Таким образом, определяется порог слышимости для воздушного звукопроведения различных звуковых частот. На втором этапе измеряется костное звукопроведение. Наушники с преобразователем для костного звукопроведения помещаются за ухом, и подается звук. Как и на первом этапе, ребенку предлагается нажать кнопку или поднять руку, как только он услышит звук. Кроме порога слышимости для воздушного звукопроведения, этот метод позволяет определить вид тугоухости – кондуктивный, сенсоневральный или смешанный.

* Врачи отмечают необходимость своевременного выявления проблем со слухом у детей и новорожденных. Как показывает практика, при коррекции слуха с помощью слухового аппарата начиная с 6 месяцев, ребенок ничем не отличается от своих нормально слышащих сверстников и полноценно развивается, не ощущая дискомфорта в ежедневной жизни.

Родителям следует насторожиться, если ребенок:

  • не поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса (в возрасте начиная с 4 месяцев);
  • не реагирует на резкие звуки (в возрасте 1,5-6 месяцев);
  • не гулит (в возрасте 2-4 месяцев);
  • не пытается лепетать простые слова (в возрасте 6-12 месяцев);
  • ребенок не отзывается на собственное имя (в возрасте от 8 до 12 месяцев);
  • отсутствие речи (в возрасте от 12 до 16 месяцев).

В более старшем возрасте, обратите внимание, если Ваш ребенок:

  • невнимательно слушает, не обращает внимания даже на громкие звуки;
  • плохо, невнятно говорит или не говорит совсем;
  • старается подойти ближе или прибавить громкость у телевизора;
  • просить повторить Вас сказанные слова громче.

Единого рецепта для лечения тугоухости у детей – нет. Восстановление слуха, в некоторых случаях возможно благодаря своевременному медикаментозному лечению или хирургическому вмешательству, но к сожалению в большинстве случаев естественное и полное восстановление слуха невозможно. Но корректировать слух и дать ребенку возможность полноценного развития можно, и в этом поможет правильно подобранный слуховой аппарат. Главный фактор здесь время. Зачастую на обследования и неэффективное лечение уходят годы, и слуховые центры в коре головного мозга недополучают звуковую информацию. Важно помнить, что при своевременном слухопротезировании ребенка с тугоухостью в долингвальном периоде, желательно до 6 месяцев – такой ребенок ничем не отличается от своих сверстников. При более позднем слухопротезировании результаты намного хуже. Речь невнятная, эмоционально обеднена, присутствуют дефекты речи, которые уже не устранить.

Считалось что, слуховые аппараты неудобны в ношении и усиливают все звуки, тем самым доставляя дискомфорт. Но современные цифровые, многоканальные слуховые аппараты, с возможностью независимой настройки частот, позволят настроить слуховой аппарат точно по аудиограмме вашего ребенка и слышать вашему ребенку именно те частоты, которые у него снижены. Слуховой аппарат дает необходимую звуковую нагрузку индивидуально для данного конкретного человека. Качественные слуховые аппараты имеют специальную детскую линейку, где учтены все особенности юного пациента, они имеют красочную окраску, миниатюрный размер, приятные на ощупь и не имеют мелких отдельных деталей.

Специалисты «Немецкого слухового центра» имеют богатый опыт работы с детьми разных возрастов и работая в тандеме «родитель – врач-сурдолог- сурдопедагог» можно добиться значительных результатов и увидеть положительные сдвиги уже после первого месяца ношения аппарата. В среднем адаптация длится до 6 месяцев, после чего ребенок привыкает носить слуховой аппарат и начинает понимать все преимущества протезирования.
К сожалению, чаще всего, родители выявляют проблемы со слухом у ребенка, когда приходит время идти в школу, таким детям нужно чуть больше времени для адаптации, так как они не привыкли к социально активному обществу, многие из них не проявляют желание учиться и вступать в беседу с остальными детьми. Но как только ребенок привыкает к слуховому аппарату, он открывает для себя мир звуков, слов, музыки, что положительно сказывается на характере ребенка и на его поведении.

«Немецкий слуховой центр» оснащен новейшим специализированным оборудованием и предоставляет полный комплекс услуг по подбору и настройке слуховых аппаратов. В центре представлен широкий ассортимент продукции ведущих мировых производителей: фирмы «Siemens» и «Starkey». Стоит отметить, что сегодня компания Siemens имеет множество патентов на научные разработки, направленные на улучшение функциональности, качества звука, а также удобства ношения слуховых аппаратов. О качестве аппарата говорит тот факт, что каждый четвертый слуховой аппарат продаваемый в мире, изготовлен фирмой Siemens. Более подробную информацию о слуховых аппаратах компании Siemens Вы можете узнать в этой статье.

В Немецком слуховом центре производится индивидуальный подбор оптимальной модели слухового аппарата на основе результатов тестирования слуха с учетом его особенностей для каждого ребенка.

Важно понимать, чем раньше Вы обратитесь к врачу, и при необходимости подберете слуховой аппарат, тем легче Вашему ребенку будет адаптироваться снова в мир звуков, и его мозг не успеет утратить способность понимать звуки и речь.

Оставить заявку на Бесплатную примерку слуховых аппаратов!

Сделайте первый шаг в мир звуков!




    Меню
    Eurolux
    Немецкий слуховой центр
    YouTube
    Instagram

    © 2024 “Eurolux System”

    error: Content is protected !!